В помощь юному музыканту, художнику - МБУ ДО "Кочёвская ДШИ"

Муниципальное Бюджетное Учреждение
Дополнительного Образования
Перейти к контенту
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру



Обратная связь
В помощь юному музыканту, художнику
Афоризмы
В этой рубрике мы решили опубликовать подборку метких высказываний известных композиторов и музыкантов. Надеемся, что они покажутся вам интересными и полезными.
  • Роберт Шуман - настоящий «рекордсмен» по количеству музыкальных афоризмов. Его перу принадлежит несколько десятков крылатых выражений, которые он назвал «Жизненными правилами для музыкантов». Вот некоторые из них:
  • Развитие слуха - это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка - прислушайся, какие звуки они издают.
  • Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них пример!
  • Не бойся слов: теория, генерал-бас, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.
  • Никогда не бренчи! Всегда бодро играй пьесу до конца и никогда не бросай на половине.
  • Старайся играть легкие пьесы хорошо и красиво; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.
  • Необходимо, чтоб пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь напевать ее про себя без инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но и относящуюся к ней гармонию.
  • Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.
  • Старайся, даже если у тебя небольшой голос, петь с листа без помощи инструмента; тонкость твоего слуха будет от этого все время возрастать. Если же у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.
  • Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его глазами.
  • На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, так же как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.
  • Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.
  • Никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т.п. это придаст твоей игре свободу и живость. Почаще аккомпанируй певцам.
  • Ищи среди твоих товарищей таких, которые знают больше чем ты.
  • Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьёт в тебе музыкальность.
  • Рано начинай обращать внимание на звук и характер различных инструментов; старайся хорошо запечатлеть в слуховой памяти их своеобразную звуковую окраску.
  • Не упускай никогда случая послушать хорошую оперу.
  • Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и науками.
  • Без энтузиазма в искусстве не создаётся ничего настоящего.
  • Лишь тогда, когда тебе станет ясной форма, будет тебе ясным и содержание.
  • Ученью нет конца.
  • Во все времена бывали плохие композиторы и глупцы, которые их хвалили.
  • Если ты должен перед кем-нибудь играть, не ломайся; делай это сразу или сразу же откажись.
  • Не думай, что старая музыка устарела. Подобно прекрасному правдивому слову, никогда не может устареть прекрасная правдивая музыка.
...И еще несколько метких высказываний, принадлежащих перу разных авторов:
  • Играть быстро легче, чем играть медленно.
    (В.А. Моцарт)
  • Паузы между нотами - вот, где обитает искусство.
    (А. Шнабель)
  • Глупость исполнителя нигде так не очевидна, как в паузах.
    (Н. Перельман)
  • Пой, когда играешь.
    (А. Тосканини)
Многим музыкантам хорошо знакомо имя Карла Черни - автора огромного количества этюдов, настоящего мастера искусства игры на фортепиано. В своей «Полной теоретической и практической фортепианной школе» композитор очень точно определил характер каждого из динамических оттенков. Вдумайтесь в эти высказывания - возможно, они помогут вам более внимательно и более творчески относится к самым простым музыкальным терминам!
при исполнении pianissimo (pp) к клавишам прикасаются так слабо, как только возможно, чтобы игра не потеряла отчетливости: pp носит характер таинственный, мистический и может при совершенном исполнении произвести на слушателя чарующее впечатление звучащей издалека музыки или эха;
piano (p) означает кротость, спокойное равнодушие или тихую грусть, сущность пиано передается мягким и нежным, но уже более определенным и выразительным прикосновением к клавишам;
forte (f) передает мощь, самостоятельность и решительность, однако в рамках благоприятного, без преувеличения страсти;
fortissimo (ff) выражает нарастание радости до ликования, горя до неистовства, блеска до бравуры.
Словарь музыкальных терминов
Adagio (адажио) - 1) обозначение темпа: медленно (медленнее, чем анданте, но подвижнее, чем лярго); 2) часть произведения или отдельная пьеса в данном темпе.
Adagissimo (адажиссимо) - обозначение темпа: очень медленно.
Ad libitum (ад либитум) - «по желанию»: указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib.
Agitato (ажитато) - обозначение выразительности: «взволнованно».
A cappella (а капелла) - термин, относящийся к хоровой музыке, предназначенной для исполнения без инструментального сопровождения.
Allargando (алларгандо) - «расширяя». Обозначение, относящееся одновременно и к темпу (некоторое замедление), и к выразительности (подчеркивание каждого звука).
Allegretto (аллегретто) - 1) обозначение темпа: медленнее, чем allegro, и скорее, чем andante; 2) достаточно подвижная небольшая пьеса или часть цикла.
Allegro (аллегро) - «весело, радостно»; 1) обозначение темпа: скоро; 2) пьеса в темпе аллегро, часть цикла, первая часть классического сонатно-симфонического цикла (сонатное аллегро).
Andante (анданте) - 1) обозначение темпа: умеренно; 2) пьеса в темпе анданте или часть цикла.
Andantino (андантино) - 1) обозначение темпа: подвижнее, чем andante; 2) небольшая пьеса в темпе andante или часть цикла.
Animato (анимато) - обозначение выразительности: «одушевленно».
Assai (ассаи) - «очень»; например, adagio assai - очень медленно.
Attacca (атака) - 1) указание в конце какой-либо части, предписывающее начинать следующую часть без перерыва; 2) отчетливость, ясность, с которой берет тон солист, или точность, четкость одновременного вступления участников ансамбля, оркестра, хора.
A tempo (а темпо) - возвращени.е к первоначальному темпу после его изменения.
Affettuoso (аффеттуозо) - обозначение выразительности: «с чувством».
Brilliante (бриллианте) - блестяще.
Brio, con brio (брио, кон брио) - весело, возбужденно.
Buffo (буффо) - комический, смешной.
Cantabile (кантабиле) - певучий, связный стиль исполнения.
Con brio (кон брио) - обозначение выразительности: «живо».
Con moto (кон мото) - обозначение темпа и выразительности: «с движением».
Con fuoco (кон фуоко) - обозначение выразительности: «с огнем».
Crescendo (крещендо) - обозначение динамики: постепенное усиление громкости. Обозначается также вилочкой.
Da capo (да капо) - «с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.
Dal segno (даль сеньо) - «начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака ; сокращенно D.S.
Divisi (дивизи) - указание для участников ансамбля, предупреждающее о разделении партии на несколько самостоятельных голосов.
Diminuendo (диминуэндо) - динамическое указание, аналогичное decrescendo.
Doloroso (долорозо) - указание выразительности: «скорбно».
Dolce (дольче) - указание выразительности: «нежно», «ласково».
Decrescendo (дэкрещендо) - динамическое указание: постепенное ослабление громкости. Обозначается также вилочкой.
Espressivo (эспрессиво) - выразительно.
Fine (фине) - конец (традиционное обозначение в партитуре).
Forte (форте) - обозначение выразительности: громко; сокращенно f.
Fortissimo (фортиссимо) - очень громко; сокращенно ff.
Glissando (глиссандо) - исполнительский прием при игре на инструментах, заключающийся в легком скольжении пальца по струне вдоль грифа у струнных, в скольжении одного или нескольких пальцев по клавиатуре (чаще всего по белым клавишам) и т.д.
Grave (гравэ) - обозначение темпа и выразительности: медленно, торжественно.
Giocoso (джокозо) - весело, игриво.
Larghetto (ларгетто) - 1) обозначение темпа: медленно, но несколько подвижнее, чем лярго; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе.
Largo (ларго) - буквально «широко»: 1) обозначение темпа; в общепринятом смысле - самый медленный темп из возможных; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе.
Legato (легато) - обозначение выразительности: связно, без разрывов между звуками.
Leggiero (леджиеро) - обозначение выразительности: легко, грациозно.
Lento (ленто) - обозначение темпа: медленно.
L"istesso tempo (листэссо тэмпо) - «в том же темпе»: обозначение указывает, что темп сохраняется, даже если в дальнейшем употребляются иные нотные длительности.
Ma non troppo (ма нон троппо) - не слишком; allegro ma non troppo - не слишком быстро.
Marcato (маркато) - обозначение выразительности: отчетливо, с ударением.
Meno (мэно) - «менее»; meno mosso (мэно моссо) - обозначение темпа: спокойнее, не так быстро.
Mezza voce (мецца воче) - вполголоса.
Mezzo forte (меццо фортэ) - не очень громко. сокращенно mf.
Mezzo piano (меццо пиано) - не очень тихо, сокращенно mp.
Moderato (модерато) - обозначение темпа: умеренно, между andante и allegro.
Molto (мольто) - очень; обозначение темпа: molto adagio - обозначение темпа: очень медленно.
Non troppo (нон троппо) - не слишком; allegro ma non troppo - обозначение темпа: не слишком быстро.
Non legato (нон легато) - не связно.
Pesante (пезанте) - обозначение выразительности: тяжело.
Pianissimo (пианиссимо) - очень тихо; сокращенно: pp.
Piano (пиано) - тихо; сокращенно: p.
Piu (пиу) - больше; piu allegro - обозначение темпа: быстрее.
Poco a poco (поко а поко) - мало-по-малу, постепенно.
Portato (портато) - способ звукоизвлечения, между legato и staccato.
Prestissimo (прэстиссимо) - обозначение темпа: исключительно быстро; быстрее, чем presto.
Presto (прэсто) - обозначение темпа: очень быстро.
Rallentando (раллентандо) - обозначение темпа: постепенно замедляя.
Ritardando (ритардандо) - обозначение темпа: постепенно замедляя.
Ritenuto (ритенуто) - обозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando.
Rubato (рубато) - гибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от равномерного темпа с целью достижения большей выразительности.
Scherzando (скэрцандо) - игриво.
Simile (симиле) - также.
Stenuto (состэнуто) - обозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу.
Sotto voce (сотто вочэ) - обозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно.
Spiritoso (спиритозо) - с воодушевлением.
Staccato (стаккато) - отрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения - legato (легато), связно. Staccato обозначается точкой над нотой.
Sforzando (сфорцандо) - внезапный акцент на звуке или аккорде; сокращенно
Segue (сэгуэ) - продолжать, как раньше: указание, которое, во-первых, заменяет указание attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что и раньше (в этом случае чаще употребляется обозначение sempre).
Semplice (сэмпличэ) - обозначение выразительности: просто.
Sempre (сэмпрэ) - постоянно, всегда; sempre pianissimo - все время очень тихо.
Subito (субито) - внезапно, сразу.
Tutti (тутти) - все вместе; в барочной ансамблевой музыке термин относится ко всем исполнителям, включая солирующие партии; в более поздней оркестровой музыке термин относится к разделам, исполняемым всем оркестром.
Tenuto (тэнуто) - выдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности.
Tempo primo, Tempo I (темпо прима) - первоначальный темп, a tempo (а темпо) - в прежнем темпе.
Una corda (уна корда) - взять левую педаль.
Vivace (виваче) - обозначение темпа и выразительности: быстро, живо,скорее, чем Allegro, но менее скоро, чем Presto.
Vivo (виво) - живо.
Quasi (квази) - как, подобно; quasi marcia - как марш.
2018 © Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования "Кочёвская ДШИ"
Использование материалов сайта согласуется с администрацией учреждения
Назад к содержимому